Задумчивый взгляд на думу
В новогоднем номере газеты «Саров» был опубликован материал А.Алексеева с пресс-конференции директора РФЯЦ-ВНИИЭФ, который начинается словами: «Пожалуй, единственное оптимистичное, что за прошедший год я слышал в сфере экономики, так это отчетная пресс-конференция директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентина Костюкова».
Как говорится, впечатляет. Но неужели автору до этого доводилось слышать лишь плохие экономические вести? Я, например, пытаюсь не пропускать различные выступления нашего главы правительства. Что-то не могу припомнить, чтобы он докладывал о «всеобщем государственном развале». Или «лакирует действительность»? Но ведь и лидеры правящей партии, касаясь экономических вопросов, всегда демонстрируют оптимистическое видение ситуации.
Но это так, к слову. А вообще пресс-конференция директора института мне тоже понравилась. Есть база для сравнения: пресс-конференция по итогам предыдущего года. И дело не только в цифрах, процентах роста и так далее. Я для себя выделил два основных момента, по которым прошедшей пресс-конференции можно поставить высокую оценку. О чем, кстати, сразу по завершении ее сказал коллегам-журналистам.
Во-первых, пресс-конферен-ция была очень хорошо подготовлена (имеются в виду не бутерброды для журналистов, хотя это тоже приятно). Был представлен объемный и наглядный материал, в чем видится и заслуга помощников директора. Во-вторых, год назад доклад директора звучал и воспринимался все же как выступление «человека со стороны», а сейчас это было выступление саровчанина. Хотя, если пользоваться терминологией одного из предыдущих материалов газеты «Саров», он и «пришелец».
Понятно, что жанр пресс-конференции предполагает в первую очередь доклад об успехах. Но кое-какие проблемы института в выступлении были озвучены. Одна из них кадровая – минимальный приток выпускников ведущих вузов страны.
На мой взгляд, это действительно серьезная проблема. Конечно, самородки иногда попадаются, а уж Россия – вообще родина «кулибиных». Но массовый «выпускник урюпинского заборостроительного института» – это все-таки вынужденный выбор для Ядерного центра страны.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на свое постоянное общение с внииэфовцами – все основные друзья ведь оттуда, из молодости. По старинной русской традиции за дружеским застольем без разговора о работе не обойтись. На вопросы о молодом пополнении ответы скорее скептические, чем оптимистические.
Поэтому все нынешние преференции для молодых внииэфовцев, конечно, в стратегическом плане совершенно правильные. Но реально, это всего лишь аванс. А по наблюдениям, далеко не все это поняли, и еще меньше смогут этот аванс отработать.
Английская пословица гласит, что у каждого «свои скелеты в шкафу». Таких «скелетов» хватает и в Ядерном центре. Как в научно-производственной сфере, так и в морально-социальной. Не собираюсь их здесь обсуждать, так как убежден, что руководство института о них хорошо знает. Не знает о них, судя по панегирику, А.Алексеев. Ну и ладно. Вообще-то я всегда считал Алексеева талантливым журналистом критического склада. Но он, оказывается, и в написании од тоже силен. Надо же, какая приятная неожиданность.
Первые лица думы – всегда из ВНИИЭФ
На «оду» Алексеева я обратил внимание, можно сказать, по ассоциации с объявленной предвыборной кампанией в городскую думу и некими списками кандидатов, пока еще виртуальными. Народ начинает обсуждать данную тему, и поговаривают разное. В том числе и слышна песня о якобы совершенной никчемности нынешней думы и что пора спасать, если не Россию, то хотя бы град Саров.
Один из услышанных рецептов «спасения» Сарова следующий: избрать как можно больше депутатов из сотрудников ВНИИЭФ. А еще лучше – всех. А то, мол, нынешние не учитывают интересы института, основного, можно сказать, кормильца города. А внииэфовцы все учтут, и будут в городе дела так же блестящи, как в институте. «Что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо и для США» – была и такая политическая мудрость в недоразвитой американской демократии. Сегодня, правда, нет – поумнели.
Лично я совсем не против, если многие внииэфовцы захотят поучаствовать в избирательной кампании, а многие из них станут депутатами. Хотя против навязываемого в качестве аксиомы мнения, что в городе дела обстоят из рук вон плохо. Они обстоят, напротив, совсем неплохо.
А уж насчет неучета интересов института – это чистой воды блеф. Такого просто не могло быть по определению (и это хорошо), хотя бы исходя из персонального состава местного представительного органа любого созыва.
Я тут ради любопытства посмотрел списки депутатов городской думы всех четырех созывов, а также вспомнил о городском Совете последнего созыва. И что же? Всегда около половины или чуть меньше депутатов (а в Совете их было больше половины) – это сотрудники ВНИИЭФ (плюс завода «Авангард» в бытность его самостоятельным градообразующим предприятием). Но главное даже не в этом, а в том, что первые лица представительного органа – всегда из ВНИИЭФ. Единственное исключение – это первый председатель думы первого созыва Иван Ситников. Но и он не досидел весь срок, а был заменен, хоть тоже на Ивана, но Никитчука – сотрудника ВНИИЭФ.
А остальные?
Председатель последнего Совета – Валерий Такоев, заместитель начальника отделения ВНИИЭФ.
Председатель думы второго созыва – Анатолий Амеличев, заместитель председателя Совета трудового коллектива ВНИИЭФ. Его заместитель по думе – Валерий Лимаренко. Это сейчас он большой начальник федерального уровня, а тогда был сотрудником отделения 4 ВНИИЭФ.
Председатель думы третьего созыва – Николай Попков, до и после депутатства сотрудник ВНИИЭФ.
Ну и, наконец, нынешний созыв. Председатель городской думы (он же глава города) Александр Орлов – бывший главный инженер и директор завода «Авангард», ныне составной части ВНИИЭФ. Его заместители – Александр Ершков и Александр Тихонов – так ведь тоже из ВНИИЭФ. А председатель самого важного комитета думы, бюджетного, Петр Шульженко – заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ. И кто-то будет утверждать, что такой орган станет принимать решения, противоречащие интересам ВНИИЭФ?
Город для всех дорог
Но ведь были же – скажут мне – трения между думой (Советом) и руководством ВНИИЭФ. Да, были. Особенно заметные на стадии последнего городского Совета, самого, кстати, «внииэфовского» в процентном отношении.
Хорошо помню, как Владимир Александрович Белугин (директор ВНИИЭФ) сопротивлялся передаче в ведение города детских дошкольных учреждений, пассажирских перевозок и т.п. По прошествии времени я его нисколько в этом не упрекаю. Человек привык отвечать за все и боялся, что без «крыши» могучего ВНИИЭФ это «все» развалится. Но депутаты приняли те решения, и не только потому, что так требовал закон. Просто они были обязаны и смогли взглянуть на проблему под другим ракурсом и поняли, что развал как раз может произойти, если те решения не принять.
Или «инвестиционная зона Сарова» – решение думы второго созыва. Это сегодня ИЗС общепризнанно считается панацеей для города от многих проблем рубежа тысячелетий. А в тот период руководством ВНИИЭФ это решение было воспринято, мягко скажем, без восторга.
А «статусная группа» – разработчик проекта закона
«О ЗАТО», практически полностью, кстати, состоявшая из внииэфовцев. Это сегодня она почти что канонизирована. А тогда ее членам досталось немало «пинков» от начальства за то, что занимаются вредным делом. Ну и так далее.
О необходимости взгляда под другим ракурсом сказано чуть выше. Но есть и еще одна причина. ВНИИЭФ – как любое предприятие, функционирует в режиме жесткой вертикали власти, что единственно правильно: попытки «производственной демократии», предпринятые в начале перестройки, ни к чему хорошему привести не могли. Поэтому точка зрения на решение проблемы, отличная от точки зрения руководителя предприятия (если это не точка зрения по научной проблеме), невозможна по определению. Но ведь руководитель – тоже человек. Он может чего-то не учитывать или не знать не в своей сфере деятельности. Ошибаться тоже может. Да и вообще преодоление конфликта интересов – это естественная составляющая любого развития и прогресса.
Так что пусть в нашей думе пятого созыва будет много внииэфовцев. Все, конечно, не будут. Среди несотрудников Ядерного центра тоже есть подходящие люди. Как когда-то говорил выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев персеку КПСС Никите Хрущеву: «Я хоть не член КПСС, но Родину тоже люблю».
Список кандидатов в депутаты от ВНИИЭФ – это правильный ход. И естественный. Но о проповедниках простых решений сложных проблем: изберем, мол, всех от ВНИИЭФ и заживем припеваючи – можно сказать следующее. Русский народ при всех своих немалых недостатках бывает удивительно точен в определениях и пословицах. Одна из них: «простота хуже воровства». Это тот самый случай.
Петр Хвень
трудно удержаться от комментариев-то, после реплики А. Алексеева… Итак,1. «персек КПСС» – очень уж ассоциируется со «старыми пер…ми». Возражений, как говорится, нет… 2.Как можно понять обе заметкм А.Алексеева, он вовсе не агитирует за «внииэфизацию» Думы. Как раз, наоборот – «Саров» за 100%-ю демократизацию выборов, без торговли голосами и бомжей, и пенсионеров, и работников ВНИИЭФ. 3.В чём, интересно знать, по мнению П.Х.выгода А.А. в восхвалении нового директора ВНИИЭФ? На дотации от властей предержащих «Сарову» рассчитывать пока не приходится (жаль, кстати…). Может, там что-то личное? Какое-нибудь кумовство-сватовство? Может, где-то вместе пиво пили? Признавайся, Алексей! А то хуже будет… 4. «Списков» «кандидатов в демократы», то бишь в депутаты, я лично (а я – из ВНИИЭФ) пока не видел, а увижу- порву, не читая. И последнее. Уже и к П.Х. и к А.А. Не стоит, ребята, из-за одной строчки в конкурентной газете поднимать скандал на всю полосу. Не хватает материала, что ль? С уважением, Н.А.